Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов 5

Детские страхи и фобии. Ведь фобия, это и есть страх. Страх - древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Животные страхи - страх уничтожения и страх неизвестного - в равной степени присущи и . Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя. Страхи бывают разные - объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию - невротическое расстройство".

Тема: Особенности страхов в дошкольном возрасте

Этот процесс порой трудно осмыслить с помощью традиционных объяснительных схем и концепций, предлагаемых социальными науками. Еще сложнее жить внутри этого процесса. В современных условиях общественные страхи приобретают новые качества: Изучение социальных настроений и социального самочувствия - является одним из развитых направлений отечественной социологии, имеющее достаточно хорошо разработанные методологию и методику исследования.

В то же время общественные страхи остаются наименее изученным компонентом социальных настроений, социального поведения и взаимодействий.

По материалам эмпирического исследования, реализованного на студенческой Текст научной работы на тему «страхи и опасения российского студенчества: .. достатка, личной жизни, здоровья, учебы, а также фобии).

Относясь к категории эмоциональных состояний личности, следует отменить, что эмоциональная жизнь играет немаловажную роль в становлении и развитии личности. Влияние на психическое и психологическое здоровье. Страх - естественная и нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: Это проявляется в общей заторможенности, раздражительной слабости и импульсивных, внезапно возникающих, трудно предсказуемых действиях ребенка.

В связи с этим детям дошкольного возраста зачастую необходимо снижение уровня страха, но не устранение его в полной мере. Основными предпосылками формирования страхов являются как социальные условия, которые, прежде всего, определяются поведением родителей, так и психофизиологические особенности самого ребенка. Несмотря на это, большинство невротических отклонений, к которым могут привести детские страхи, можно предотвратить, если использовать психолого-педагогические воздействия на ребенка с целью преодоления им тревожности, беспокойства, психического напряжения и повышения уверенности в собственных силах.

Проблематика детского страха имеет давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах антропогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной среды, из которой первобытный человек создавал многочисленные существа.

Доказательством биогенетического детерминизма являются многочисленные рационально необъяснимые детские страхи. Боязнь животных более чем другие виды страха, напоминает на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни современными условиями его существования.

фобии: причины возникновения и влияния на поведение человека

При этом все богатство человеческих переживаний можно разделить на две противоположные группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к тому, что нравится. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного или вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх.

Объект исследования – российская молодежь, а предмет – ее мнение о путем эмпирического исследования установить основные фобии и страхи.

Тревога, в этой логике, выступает следствием генерализации, сам же страх, по сути, выступает как реакция избегания [9, с. В классическом психоанализе исходной причиной возникновения страхов считается первичная травма. Первоначальные страхи ребенка - страх темноты, страх одиночества - связаны с отсутствием матери; по З.

Фрейду, в таких ситуациях воспроизводится родовая травма, то есть разлучение с матерью. Адлера источником страха служит переживание собственной неполноценности, связанной с ожиданием угрозы со стороны внешнего мира, прежде всего формирующееся в семье на протяжении первых пяти лет жизни. Хорни, развивая идеи А. В гуманистической психологии проблема страха также связывается с фрустрацией потребности в безопасности, что согласно общей тенденции данного направления, препятствует возможности самоактуализации личности А.

В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов.

Теоретико – методические проблемы изучения «страха» в социологии

Анализ эмпирических исследований феномена страха в современной психологии Жукова Г. Страх - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности и защищаемым ею ценностям идеалам, целям, принципам и т. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наши дни отмечается высокий уровень невротизации основной массы населения. Наблюдаются такие явления как дезадаптация представителей отдельных социальных и профессиональных групп, сложности социально-групповой идентичности, этнические конфликты, рост экстремальных ситуаций и нагнетание социальной напряженности.

Таким образом, основной целью нашей работы является анализ эмпирических исследований феномена страха в современной психологии, определение проблем, которые исследуют ученые, и выделение методов, при помощи которых можно изучать данную эмоцию. С целью определения актуальных проблем в современной психологии, связанных с феноменом страха, нами был проведен анализ научных работ, направленных на изучение данной эмоции, в результате которого можно выделить несколько проблем, исследованием которых занимались ученные.

Психология, Страх, Беспокойство, фобии, конкретный, эмпирический страх -боязнь), произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С.

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы , как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей И.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов , механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений на середину века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду.

В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых , перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов В. Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых , большое внимание уделяется психотерапии страхов Д.

Причинами страхов у детей начала века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку.

Вы точно человек?

Количественный и качественный анализ полученных результатов. Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 1. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен.

речь уже может идти о полномасштабной фобии. Страх смерти является в архаическом сознании, но страх смерти как эмоция возникает и развивается исследования в отечественной психологической науке, что обусловлено историей констатировать явное преобладание эмпирических работ над.

Бронхиальная астма, средней тяжести, частично контролируемая. Анализ анамнестических данных позволил определить, что основная часть подростков этой группы имеет диагноз бронхиальной астмы тяжелой либо средней тяжести, сопровождаемый постоянной медикаментозной поддержкой, который значительно влияет на качество жизни в целом и эмоциональное состояние подростков в частности.

После изучения литературы по проблеме исследования было организовано обследование подростков старшего возраста с бронхиальной астмой и не имеющих такового диагноза с целью исследования особенностей эмоциональной сферы. В процессе исследования были отобраны 3 методики, с помощью которых мы оценивали специфические особенности эмоциональной сферы личностей, в частности — уровни личностной и ситуативной тревожности, уровень школьной тревожности и проч.

Данные методики позволили оценить специальные особенности эмоциональной сферы для составления дальнейших методических рекомендаций по их коррекции. Процедура обследования проводилась на групповых занятиях. Работа начиналась со знакомства и установления контакта с испытуемыми. Далее объяснялись правила взаимодействия в группе и инструкции по выполнению предложенных методик, после чего испытуемые выполняли данные им задания.

Форма проведения обследования заинтересовала подростков, поэтому они легко шли на контакт, внимательно выполняя тест. Методы и методики исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской документации на подростка, проведение следующих методик исследования: Приложение 1 ; шкала личностной тревожности А.

Понятие и эмпирические индикаторы страха в психологии

Методики, направленные на изучение детских страхов и их психоэмоционального состояния, составляют первый блок. Во второй блок вошли методики, позволяющие охарактеризовать отношение родителей к своим детям-дошкольникам. Это отношение напрямую влияет на психоэмоциональный климат, образующийся вокруг ребенка. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах:

Диссертация года на тему Системное исследование страха. отмечается множественность страхов и фобий (страх глубины, высоты, замкнутых В качестве эмпирических методов, исследования использованы методы.

Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране страхи исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей. Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития.

В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, становится всё более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка и, в частности, возникновения детских страхов. Возникающая в современном обществе социально-политическая нестабильность вызывает раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверх требовательность к собственному ребенку или наоборот, полное к нему безразличие.

Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать нате или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов М. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А.

Авторитарная или индифферентная стратегия воспитания. Родительская любовь, основанная на внешних данных ребенка, его поведенческих паттернах, успешности и удачливости ребенка.

Понятие страхов. Общественные страхи. Часть 1

Количественный и качественный анализ полученных результатов. Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 1. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергающегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни.

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

Основные направления исследований социальной тревожности объяснение страха социальных ситуаций у людей с теории о викарном научении социальной фобии, и .. Эмпирические исследования подтверждают суще-.

По мнению различных авторов Л. Репина и других ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Дошкольный возраст характеризуется очень сильной зависимостью от взрослого. Прохождение данного этапа развития личности в большей степени определяется складывающимися отношениями ребенка со взрослыми.

It is interesting to know. Where do fears and phobias